Апостол Павел
Позже Илларион воплощался Савлом из Тарса, ставшим апостолом Павлом. Павел был образованным евреем, жившим в Киликии (Римская провинция Малой Азии), воспитанным в Иерусалиме у ног фарисея, состоящего в совете, и доктора закона. Павел был яростным гонителем христиан, одобрившим безжалостное забивание камнями Стефана, описанное в книги Деяния. Однако, несмотря на то, что разум Савла был настроен против Христа, образ апостола Павла, его огненная судьба, были запечатлены внутри его духа. В книги Деяния описана поворотная точка в жизни Павла: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь меня?
Он сказал: кто ты, Господи?
Господь же сказал: Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать?
И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать…И три дня он не видел, не ел, не пил.»
Один из учеников Иисуса Анания, следуя указаниям Господа, направился по улице, под названием Прямая, вошел в дом, где остановился Павел, возложил на него руки и сказал: «Брат, Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа».
Благодаря этому вестнику Павел получил прямое доказательства того, что голос, раздавшейся средь ослепляющего света, был голосом самого Иисуса.
Воспоминая о своем воплощении Павлом, Илларион говорит: «Мы называли его Иисусом Христом, и он призвал нас, так же как призываем сегодня и вас.
Я вспоминаю, как он пришел ко мне, наделив меня полномочиями его Слова.
Но перед тем он заставил меня склонить голову на дороге, ведущий в Дамаск, проявить смирение, в котором я крайне нуждался, чтобы я смог преклонить колени перед своим собственным пламенем Христа, которое он открыл мне, дав ключ к медитации на это пламя, чтобы я мог идти по его стопам на Пятом луче науки и исцеления, апостольства и проповедования Слова.
Я часто чувствовал себя руками, и ногами, и сердцем Геркулеса, когда боролся с нисходящими спиралями на Земле, с атеизмом, агностицизмом, интеллектуальной гордыней и злобой против пророков и Святого от Бога, совсем недавно пришедшего к нам. И все же я помнил, что однажды и сам был среди них. Некогда присущие мне непомерная гордость и намеренное противостояние воле Бога всегда будут гореть в моей памяти как напоминание о нашей беспомощности в качестве инструментов Бога. Но великое наделение полномочиями через Слово приходит в час обращения, возлюбленные, – не в час, когда звучит зов, а в час обращения, когда душа дает ответ, опираясь на что-то, что исходит глубоко изнутри. Это поток, это самоотдача, это то отречение, когда, как было сказано: «Трудно тебе идти против рожна…»
Моя душа знала Его прежде и воскресила в моем внешнем уме память о внутреннем обете. Не в первый раз видел я Господа Христа. Я встречал его раньше, чем пришел в [это] воплощение, и все же мне пришлось пробиваться через гордыню и карму (на Пятом луче), порожденные длительным обучением, большой эрудицией, общественным и интеллектуальным превосходством, которые я чувствовал по отношению к ранним христианам. Итак, из-за моей собственной кармы я противился зову».
«Мой Господь явился мне на пути в Дамаск. Да, возлюбленные, я был ослеплен, но не его светом, а своим собственным грехом и алхимией его света, пронизывающего запись греха в моем существе. Таким образом, я был преображен, обращен Духом Господа Иисуса Христа во всей полноте его проявления».
После произошедших событий Павел удалился на некоторое время в Аравийскую пустыню. В послании к Галатам (1:16-18) он пишет: «…Я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим…»
Толкователи [Писания] часто размышляли, что делал Павел, пребывая в пустыне. Илларион объяснил, что Иисус взял его «вместе с другими в свою обитель, расположенную над Святой Землей, и [в обитель] над Аравией. Я был там и обучался у него. Целью моего пребывания в пустыне были медитации с ним, когда меня брали в моих тонких телах в небесные обители для получения наставлений от сердца к сердцу». Иисус дал ему внутренние ключи к жизни, дал учения, которые раскрываются только сегодня, учения далеко опередившие его время.
С какой целью понадобилось обращать Савла из Тарса? Совершенно очевидоно, что это было сделано с определенной целью, ради которой Владыка Иисус лично наставлял Павла, чей опыт, полученный в результате испытаний, и писания во Христе занимают доминирующее место в Новом Завете. Миссией Павла было построить Церковь Христа в свете Истины на Скале его личной встречи с Господом, чтобы с помощью проповедей и писем, распространяемых в Малой Азии и по всему Средиземноморью на протяжении тридцати лет, обратить «язычников» и их правителей, а также детей света, разъясняя им [суть] личности Христа и его Присутствия как живого Спасителя.
Апостольские письма и миссионерские путешествия помогли Павлу установить правила и порядок для управления церквями, которые он основал.
Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла
3:16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
3:17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.
3:18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
3:19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
3:20 И еще: Господь знает умствование мудрецов, что они суетны.
3:21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:
3:22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше;
2:23 Вы же – Христовы, а Христос – Божий.
Павел облачился в мантию своего Господа и, будучи Его орудием, завершил Его работу, исцеляя, творя чудеса, пламенно обращаясь, пророчествуя и проповедуя.
Однажды Павла бросили в тюрьму за то, что тот изгнал духа из некой девицы-рабыни, одержимой «духом прорицательным», которая следуя по пятам Павла и его спутников, беспрестанно кричала: «Сие человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». В конце концов, Павел, вознегодовав, повернулся к ней и сказал духу: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее». И дух вышел тот час. За что хозяева рабыни, когда исчезла надежда на доход от ее прорицаний, схватили Павла и Силу и потащили к городским старшинам утверждая, что «сии люди проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует принимать».
Павла и Силу избили и бросили в тюрьму, а ноги забили в колоду. Около полуночи, когда они молились, «вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели».
Темничный страж, выведя их наружу, в трепете пал им в ноги и спросил: «Что мне делать, чтобы спастись?». После этого они проповедовали слово Господне ему и всем домашним его и крестили их всех той же ночью.
«Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой»
Жизнь Святого Павла – потрясающий пример пути апостольства.
Согласно церковному преданию, Павел умер смертью мученика в Риме во времена правления императора Нерона.